Вологодский вагоноремонтный завод — это не только одно из ведущих машиностроительных предприятий нашей области, но и уникальнейший музей под открытым небом.

1

Здесь на огромной территории, в помещениях и на свежем воздухе, расположено большое количество редких исторических экспонатов, многие из которых не найти больше нигде в России.

Всего их около 10 тысяч — сокровищница, которой позавидовали бы многие официальные музеи Вологодчины. И это не говоря уже об общей площади завода-музея, которая простирается на многие тысячи квадратных метров.

2

ЛЕНИН В ИТАЛИИ

«Территория предприятия является памятником промышленной архитектуры начала XX столетия, — рассказал «Премьеру» заместитель генерального директора ВРЗ по кадрам и соцвопросам, председатель общественного совета местного Музея истории Александр Кононов. — Первоначально завод назывался «Тяговые мастерские Вологды». Он начал работать в 1906 году и фактически является первым крупным промышленным предприятием нашего города».

Профессиональные фотографы, посетив завод, сразу же начинают делать снимки первых производственных корпусов, построенных в 1903-1906 годах. Те выглядят, словно европейские архитектурные памятники Средневековья, а отдельные участки очень похожи на итальянские крепости эпохи Возрождения и возведённый итальянцами Московский Кремль.

«Обратите внимание, насколько красивые здания строились тогда, — показывает Александр Владимирович. — Обычный производственный цех, но посмотрите, какие контрфорсы, какая художественная кладка у простого производственного здания колёсно-роликового цеха. А для основного корпуса вагоносборочного цеха характерны даже элементы готики».

При этом чуть ли не повсюду среди этой средневековой архитектуры стоят скульптурные творения советской эпохи: памятник Владимиру Ленину, бюст Михаила Калинина, монумент рабочему человеку, — за которыми заводчане очень бережно ухаживают.

Статуя Ленина была возведена здесь спустя 10 лет после смерти основателя Советского государства — в 1934 году, на деньги работников завода. А памятник рабочему, установленный напротив кузнечно-прессовочного цеха, смело можно назвать одним из немногих подобного рода в нашей стране.

«В Вологде он совершенно точно такой единственный, — поясняет Александр Кононов. — Поставлен «в дань уважения бывшему и нынешнему поколениям кузнецов-молотобойцев ВРЗ имени Калинина» — так называлось наше предприятие в советское время. В 1922 году сюда приезжал «всесоюзный староста», руководитель ВЦИК СССР Михаил Иванович Калинин. Позднее его имя и было присвоено заводу».

3

«ТРИСТА ДВЕНАДЦАТЫЙ»

Основной «экспонат» Вологодского ВРЗ — вагон-музей, посвящённый истории военно-санитарного поезда № 312. Этот легендарный поезд в годы Великой Отечественной войны перевёз с линии фронта в тыл более 25 тысяч раненых советских солдат и офицеров.

«Задачей ВСП № 312 было эвакуировать раненых военнослужащих с поля боя, оказать им первую медицинскую и общую лечебную помощь, довезти до эвакопункта и передать в госпиталь, — говорит председатель общественного совета Музея истории завода. — Характерно, что за время транспортировки ни один из перевезённых не умер от ран — настолько благоприятные условия были созданы для них коллективом поезда. Его работники боролись за жизнь каждого бойца».

Первый свой рейс «триста двенадцатый» совершил уже 26 июня 1941 года. Для своего времени он был образцовым медучреждением на колёсах, где всё было подчинено единой цели — спасению человеческих жизней. За годы войны коллектив внёс десятки рационализаторских предложений, реализация которых позволила сохранить здоровье большинству перевезённых военнослужащих.

Когда задумывалась экспозиция, посвящённая ВСП № 312, её авторы приняли решение как бы «сжать» весь состав, «сконцентрировать» его в одном вагоне. Каждый из семи купе этого музея на колёсах представляет собой отдельный фрагмент какого-либо из спецвагонов: вагона для тяжелораненых, вагона для легкораненых, штаба, радиорубки, аптеки-перевязочной и остальных.

Вся внутренняя обстановка тщательнейшим образом воспроизводилась по фотоснимкам, сохранившимся с той поры, а все элементы экспозиции: мебель, мединструменты и оборудование, посуда, лампы и т.д. — либо подлинные, либо копии, идентичные оригиналу.
«Этот проект назывался «Возродим легенду», и мы воплощали его в жизнь совместными усилиями, — вспоминает Александр Кононов. — Когда стали оформлять музей, то поняли, что сами вряд ли справимся, и тогда обратились за помощью: в культурно-досуговый центр «Забота», на фармацевтические предприятия, в больницы, к ветеранам. Где-то нашлись вещи той эпохи, кто-то помог с изготовлением их копий. В итоге у нас получилась достовернейшая экспозиция».

4 5

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Работники Вологодского вагоноремонтного завода очень трепетно относятся к более чем столетней истории своего предприятия. В его музейных помещениях бережно хранятся тысячи редчайших экспонатов: от металлической тарелки с вензелем Николая II, отлитой заводскими мастерами в 1906 году (весьма изящной и похожей на вологодское кружево, только «сплетённое» из совершенно другого материала) до бюста бывшего главы советского правительства и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова, который в годы хрущёвской «оттепели», когда Молотов подвёргся опале, кто-то тщательно спрятал и сберёг от списания в утиль.

Каждый, кто заходит на территорию ВРЗ через проходную, выходит прямо к мемориальному комплексу заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь горит вечный огонь и стоят четыре стелы в память о четырёх работниках предприятия — Героях Советского Союза.

Среди них — знаменитый вологжанин Александр Панкратов. Имя его хорошо известно многим из нас, но, к сожалению, до сих пор мало кто знает, что именно наш земляк первым, в августе 1941 года под Новгородом, совершил выдающийся подвиг — закрыл огневую точку противника своим телом.

Неподалёку находится памятник-паровоз Эм 725-40, от которого вглубь территории тянется аллея со стендами, посвящёнными ключевым событиям Великой Отечественной войны: от обороны Москвы до взятия Берлина. График школьных экскурсий, которые здесь регулярно проводятся, заполнен на несколько месяцев вперёд.

История здесь тесно переплетена с современностью, а раритетные экспонаты органично вплетены в реалии сегодняшнего дня, так что все, кто желает за короткое время совершить путешествие по XX веку, имеют полную возможность это сделать — не дожидаясь изобретения машины времени

6

Новости

Реорганизация

10 сентября 2021 года завершилась реорганизация АО «Вологодский ВРЗ» в форме присоединения к АО «ВРК-1».

Губернатор Олег Кувшинников в День памяти и скорби посетил вагон-музей, посвященный военно-санитарному поезду № 312

На фронтах Великой Отечественной войны сражались 340 тысяч вологжан, 140 человек удостоились высокого звания Героя Советского Союза, десятки тысяч были награждены орденами и медалями. Не менее важный трудовой фронт пролегал по всей территории страны. 162 тысяч рабочих, колхозников и служащих получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», в том числе работники Вологодского паровозовагоноремонтного завода, который в наше время называется Вологодский вагоноремонтный завод.

В Череповец прибыл отреставрированный санитарный вагон времен Великой Отечественной

Уникальный санитарный вагон времен Великой Отечественной войны доставили в город металлургов. Он станет частью экспозиции «Эшелон».

Санитарный вагон

В следующем году ему уже исполнится 80 лет. Он прошёл всю войну, трудился и после неё. Для него приготовили специальное место на вокзале Череповца и он уже на этой неделе своим ходом отправится в новый дом. Он - санитарный вагон поезда СП-317.

Восстановление санитарного эшелона

Видео доступно по ссылке.







Является дочерним предприятием