Вологодский вагоноремонтный завод — это не только одно из ведущих машиностроительных предприятий нашей области, но и уникальнейший музей под открытым небом.

1

Здесь на огромной территории, в помещениях и на свежем воздухе, расположено большое количество редких исторических экспонатов, многие из которых не найти больше нигде в России.

Всего их около 10 тысяч — сокровищница, которой позавидовали бы многие официальные музеи Вологодчины. И это не говоря уже об общей площади завода-музея, которая простирается на многие тысячи квадратных метров.

2

ЛЕНИН В ИТАЛИИ

«Территория предприятия является памятником промышленной архитектуры начала XX столетия, — рассказал «Премьеру» заместитель генерального директора ВРЗ по кадрам и соцвопросам, председатель общественного совета местного Музея истории Александр Кононов. — Первоначально завод назывался «Тяговые мастерские Вологды». Он начал работать в 1906 году и фактически является первым крупным промышленным предприятием нашего города».

Профессиональные фотографы, посетив завод, сразу же начинают делать снимки первых производственных корпусов, построенных в 1903-1906 годах. Те выглядят, словно европейские архитектурные памятники Средневековья, а отдельные участки очень похожи на итальянские крепости эпохи Возрождения и возведённый итальянцами Московский Кремль.

«Обратите внимание, насколько красивые здания строились тогда, — показывает Александр Владимирович. — Обычный производственный цех, но посмотрите, какие контрфорсы, какая художественная кладка у простого производственного здания колёсно-роликового цеха. А для основного корпуса вагоносборочного цеха характерны даже элементы готики».

При этом чуть ли не повсюду среди этой средневековой архитектуры стоят скульптурные творения советской эпохи: памятник Владимиру Ленину, бюст Михаила Калинина, монумент рабочему человеку, — за которыми заводчане очень бережно ухаживают.

Статуя Ленина была возведена здесь спустя 10 лет после смерти основателя Советского государства — в 1934 году, на деньги работников завода. А памятник рабочему, установленный напротив кузнечно-прессовочного цеха, смело можно назвать одним из немногих подобного рода в нашей стране.

«В Вологде он совершенно точно такой единственный, — поясняет Александр Кононов. — Поставлен «в дань уважения бывшему и нынешнему поколениям кузнецов-молотобойцев ВРЗ имени Калинина» — так называлось наше предприятие в советское время. В 1922 году сюда приезжал «всесоюзный староста», руководитель ВЦИК СССР Михаил Иванович Калинин. Позднее его имя и было присвоено заводу».

3

«ТРИСТА ДВЕНАДЦАТЫЙ»

Основной «экспонат» Вологодского ВРЗ — вагон-музей, посвящённый истории военно-санитарного поезда № 312. Этот легендарный поезд в годы Великой Отечественной войны перевёз с линии фронта в тыл более 25 тысяч раненых советских солдат и офицеров.

«Задачей ВСП № 312 было эвакуировать раненых военнослужащих с поля боя, оказать им первую медицинскую и общую лечебную помощь, довезти до эвакопункта и передать в госпиталь, — говорит председатель общественного совета Музея истории завода. — Характерно, что за время транспортировки ни один из перевезённых не умер от ран — настолько благоприятные условия были созданы для них коллективом поезда. Его работники боролись за жизнь каждого бойца».

Первый свой рейс «триста двенадцатый» совершил уже 26 июня 1941 года. Для своего времени он был образцовым медучреждением на колёсах, где всё было подчинено единой цели — спасению человеческих жизней. За годы войны коллектив внёс десятки рационализаторских предложений, реализация которых позволила сохранить здоровье большинству перевезённых военнослужащих.

Когда задумывалась экспозиция, посвящённая ВСП № 312, её авторы приняли решение как бы «сжать» весь состав, «сконцентрировать» его в одном вагоне. Каждый из семи купе этого музея на колёсах представляет собой отдельный фрагмент какого-либо из спецвагонов: вагона для тяжелораненых, вагона для легкораненых, штаба, радиорубки, аптеки-перевязочной и остальных.

Вся внутренняя обстановка тщательнейшим образом воспроизводилась по фотоснимкам, сохранившимся с той поры, а все элементы экспозиции: мебель, мединструменты и оборудование, посуда, лампы и т.д. — либо подлинные, либо копии, идентичные оригиналу.
«Этот проект назывался «Возродим легенду», и мы воплощали его в жизнь совместными усилиями, — вспоминает Александр Кононов. — Когда стали оформлять музей, то поняли, что сами вряд ли справимся, и тогда обратились за помощью: в культурно-досуговый центр «Забота», на фармацевтические предприятия, в больницы, к ветеранам. Где-то нашлись вещи той эпохи, кто-то помог с изготовлением их копий. В итоге у нас получилась достовернейшая экспозиция».

4 5

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Работники Вологодского вагоноремонтного завода очень трепетно относятся к более чем столетней истории своего предприятия. В его музейных помещениях бережно хранятся тысячи редчайших экспонатов: от металлической тарелки с вензелем Николая II, отлитой заводскими мастерами в 1906 году (весьма изящной и похожей на вологодское кружево, только «сплетённое» из совершенно другого материала) до бюста бывшего главы советского правительства и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова, который в годы хрущёвской «оттепели», когда Молотов подвёргся опале, кто-то тщательно спрятал и сберёг от списания в утиль.

Каждый, кто заходит на территорию ВРЗ через проходную, выходит прямо к мемориальному комплексу заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь горит вечный огонь и стоят четыре стелы в память о четырёх работниках предприятия — Героях Советского Союза.

Среди них — знаменитый вологжанин Александр Панкратов. Имя его хорошо известно многим из нас, но, к сожалению, до сих пор мало кто знает, что именно наш земляк первым, в августе 1941 года под Новгородом, совершил выдающийся подвиг — закрыл огневую точку противника своим телом.

Неподалёку находится памятник-паровоз Эм 725-40, от которого вглубь территории тянется аллея со стендами, посвящёнными ключевым событиям Великой Отечественной войны: от обороны Москвы до взятия Берлина. График школьных экскурсий, которые здесь регулярно проводятся, заполнен на несколько месяцев вперёд.

История здесь тесно переплетена с современностью, а раритетные экспонаты органично вплетены в реалии сегодняшнего дня, так что все, кто желает за короткое время совершить путешествие по XX веку, имеют полную возможность это сделать — не дожидаясь изобретения машины времени

6

Новости

Вологодский вагоноремонтный завод — это не только одно из ведущих машиностроительных предприятий нашей области, но и уникальнейший музей под открытым небом.

Здесь на огромной территории, в помещениях и на свежем воздухе, расположено большое количество редких исторических экспонатов, многие из которых не найти больше нигде в России.

Всего их около 10 тысяч — сокровищница, которой позавидовали бы многие официальные музеи Вологодчины. И это не говоря уже об общей площади завода-музея, которая простирается на многие тысячи квадратных метров.

Передача акционерному обществу «Вагонная ремонтная компания-1» полномочий по управлению акционерным обществом «Вологодский вагоноремонтный завод»

На основании решения Совета директоров открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Советом директоров акционерного общества «Вологодский вагоноремонтный завод» полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества «Вологодский вагоноремонтный завод» с 1 августа 2019 года переданы акционерному обществу «Вагонная ремонтная компания-1».

4 сентября АО "Вологодский ВРЗ" посетил наш земляк, бывший начальник Генштаба В.С. РФ генерал Армии Балуевский Юрий Николаевич.

4 сентября АО “Вологодский ВРЗ” посетил наш земляк, бывший начальник Генштаба В.С. РФ генерал Армии Балуевский Юрий Николаевич. Цель визита-посещение музея истории АО “Вологодский ВРЗ” и вагона-музея “ВСП-312”. В книге почетных гостей музея Юрий Николаевич высоко оценил проводимую на заводе работу по сохранению исторической памяти и патриотическому воспитанию молодежи.

16 июля в Доме Губернатора прозвучали имена 23 вологжан, чьи знания и умения легли в основу успехов региона.

По словам Олега Кувшинникова, традиционно на церемонии награждения присутствуют как известные вологжане, так и те жители области, чьи достижения далеко не всегда на виду. Однако каждый из них добросовестно служит стране и области, работая с максимальной самоотдачей. Благодаря ежедневному труду земляков региону удалось совершить настоящий экономический прорыв.

На пути к Победе!






Является дочерним предприятием